Мы в соцсетях:   
Будь в мире сем, но не от мира сего
Учители и учение / Дэвид Годман / Беседы с Дэвидом Годманом Часть 7 Учение Бхагавана и современный мир

 

Ю.П.: Мистер Годман, насколько путь Бхагавана подходит современному человеку? Я говорю о том, что мы находимся в постоянном стрессе, все время заняты, существует очень много путей и миллионы книг. Как насчет пути Бхагавана — самоисследования, сдачи Богу или истинному Я? Вписывается ли этот путь в наше время?

Д.Г.: Он — вне времени. Замечательно то, что наставления Бхагавана сегодня актуальны также, как были актуальны 2000 лет назад и если через тысячу лет кому-то попадется старая потрепанная книга о самоисследовании, она будет актуальна и тогда.

Давайте на минуту вернемся к Лакшмане Свами. Временами он говорил: “Единственное стоящее достижение в жизни — это реализация истинного Я. Если ты не познал истинное Я или, по крайней мере, не пытался это сделать, то прожил свою жизнь впустую”.

Каждый, кто сталкивается с духовными историями, учением, должен принять решение - или ты воспринимаешь это серьезно, делаешь попытку преодолеть самсару, выйти из бесконечного круга страданий, рождения и смерти, или ты возвращаешься к мирской жизни.

Итак, ваш вопрос, какова роль этого учения в современном мире. Все зависит от человека. Если кто-то говорит тебе, что этот путь принесет покой, поможет избавиться от страданий, а ты игнорируешь его, то это твоя проблема. Это твое решение, а, может, такова твоя судьба.

Однако я думаю, что нет культурных или временных ограничений, из-за которых учение Бхагавана не будет полезно человеку. Тебе не нужно во что-то верить, чтобы практиковать его. Бхагаван дает тебе рабочую гипотезу о том, что заставляет тебя действовать, как личность, что побуждает тебя пребывать в состоянии страдания и несчастья. Он говорил, если ты практикуешь это, то есть шанс, что твое чувство личности, твое страдание, закончится.

Он не просит тебя верить в Бога, не просит присоединиться к какой-то организации, он даже не просит тебя оставить семью. Он никогда и никому не давал разрешения оставить свою работу или перестать заботиться о семье. Он говорил, что ты можешь заниматься этим, независимо от обстоятельств, в которых находишься: “Все зависит от тебя. Я показываю выход, показываю тебе выход из круга рождений и смерти, из этого бесконечного страдания”.

Бхагаван говорил людям, что есть ощущение себя личностью, которое заставляет тебя думать: “Я — личность, которая живет в определенном теле, я вижу мир снаружи себя. Поскольку я поместил себя, свою индивидуальность, внутрь этого тела, то я должен выбирать и решать, что мне нужно делать, чтобы защитить эту телесную форму.  Я должен взаимодействовать с другими людьми, имеющими, по моему предположению, такие же личности внутри себя”.

Таким образом, ты постоянно находишься в процессе защиты и отождествления себя с ограниченной формой, и со страданиями, вызванными этой идеей.

Бхагаван заявляет, что идея о том, что ты живешь в теле, является ошибочной. Ты можешь поставить ее под сомнение. Он говорил: “Я не прошу тебя молиться Богу, во что-то верить, или читать книги. Все, что я прошу тебя сделать — это понять, как работает твое личностное “я”. Я дам тебе подсказку.  Наблюдай, как твой ум присваивает себе все, что попадает в его сферу действия. Он видит что-то и думает: “Я вижу кота”. Он вспоминает что-то и думает: “Я помню, что у меня было вчера на ужин””.

Он говорил: “Все эти идеи объединяет явление под названием “я”, которое ты поместил внутрь себя. Ты привязываешь его к воспоминаниям, мыслям и восприятиям. И точно так же, как быстро двигающиеся картинки создают иллюзию непрерывности, это “я” из момента в момент создает кажущееся реальным и плотным существо, человеческую личность, которой, как тебе кажется, ты являешься. Ты можешь разрушить эту идею, это предположение, отведя внимание от тех вещей, с которыми твой ум обычно играется, создавая впоследствии переживания”.

Он говорил: “Старайся осознавать, что происходит внутри тебя, когда ты говоришь: “Я”, когда говоришь: “Я счастлив”, “Я юрист”, “Я женщина” - все, с чем “я” хочет себя связать.  Вернись той к основе внутри себя, которая говорит все это, направь внимание на нее и удерживай его там. Ты сможешь удерживать внимание не более, чем пару мгновений. Но каждый раз, когда твое внимание будет блуждать, возвращай его туда снова и снова. 

Рано или поздно, ты поймешь, что стал тише и спокойней, что ты все меньше обращаешь свой ум вовне, к внешним явлениям. Ты придешь к тому, что это “я” утратит стремление утверждать: “Я это”, “Я хочу то”, “Я сделаю что-то”.  В определенный момент оно уже не сможет существовать в изоляции, само по себе”.

Основное послание Бхагавана людям заключается в том, что твоя идея о том, что ты являешься индивидуальной личностью, живет только благодаря тому, что  твое “я” цепляется за то, чем оно не является. Если его изолировать, оно уже не сможет существовать. Затем оно будет потихоньку оседать и утихать, и в какой-то момент растворится в истинном Я, в Сердце. И тогда вместо ложного опыта того, кем ты себя представляешь, к тебе придет непосредственное переживание того, кем ты являешься на самом деле.

Это послание находится вне религий. Это то, чем может заниматься любой человек. Это не то, что каждый может делать и получить результат, но то, что каждый может попытаться сделать, и понять самому, является ли правдой то, что говорил Рамана Махарши. 

Все полностью зависит от тебя. Тебе не нужно оставлять свои мирские обязанности, чтобы заниматься этим. Он всегда говорил людям, которые жаловались, что слишком заняты, что в течение дня всегда можно найти время для практики. Люди часто сетовали, что у них проблемы на работе, у них дети, что у них нет времени. Он отвечал так: “Отдавай все свое внимание работе, когда тебе нужно ее выполнять. Если работа требует интеллектуальной деятельности, используй в работе свой ум. Не забывай о семье, продолжай о ней заботиться, если тебе судилось ее иметь.

Но посмотри на остальную часть своего дня. Когда ты в ванной, идешь на работу, делаешь покупки, все время, когда твой ум блуждает туда-сюда, можно использовать. Когда ты занимаешься своей семьей, твой ум возбужден, когда ты в офисе, твой ум неспокоен, поэтому в свободное от обязанностей время помещай свой ум в состояние безмолвия. По дороге куда-то, когда ждешь автобус, посмотри, что происходит в твоем уме, держись за чувство “я”, которое управляет всеми твоими мыслями, отбрасывай свойственную уму тенденцию выпрыгивать наружу и связывать себя с разными объектами. Если ты будешь это делать, то в свободное от обязанностей время создашь территорию тишины, территорию покоя внутри себя. И тогда, когда тебе нужно будет пойти в гостиную и разобраться с дерущимися детьми, или находясь на работе, и споря со своим босом, ты будешь действовать из места безмолвия и покоя внутри себя, который будет распространяться на окружающих людей”.

Хотя Бхагаван и отказался от мира, нескольким людям он сказал, что брак и дети не являются препятствием для самореализации.  Одному из своих школьных друзей (Рангану) он сообщил, что легче познать истинное Я, занимаясь домашним хозяйством, чем будучи саньясином или посвященным монахом.

Он говорил: “Это те обстоятельства, которые даны в твоей жизни. Куда бы ты ни пошел, тебе придется взять свой ум с собой. Если ты сбежишь в ашрам или пещеру, ты принесешь туда свой ум. Ты можешь сидеть в пещере, а на следующий день ум начнет снова создавать тебе проблемы. Работай со своим умом где бы ты ни был. Какую бы судьбу ты не получил в этой жизни, спокойно исполняй свою роль настолько хорошо, насколько можешь.

Постарайся вести себя, как бухгалтер, который ведет счета миллионера. Деньги не принадлежат бухгалтеру, поэтому он не ликует при виде всех этих ноликов. Он сводит колонки и ведет подсчет. Когда он приходит домой, то не мечтает о том, что все эти деньги могли бы достаться ему. Это не его деньги, они принадлежат другому человеку. Его работа - сводить счета и записывать правильные цифры. Применяй это отношение к своей работе. Но она не самая главная обязанность в твоей жизни. Единственно стоящая вещь — это самореализация. И тебе нужно найти для нее время. Не оставляй то, что ты можешь посчитать препятствием для нее. Твоя работа не является препятствием, как и твоя семья. Если ты серьезно настроен, тогда обстоятельства твоей жизни устроятся так, что ты найдешь время и силы, чтобы продвигаться по этому пути”.

Главная Новости Учители и учение Письма про То, которое Я ЕСТЬ Контакты
© IAMNESS 2018
Web-design: Nataris-Studio © 2007 - 2019