Мы в соцсетях:   
Будь в мире сем, но не от мира сего
Письма про То, которое Я ЕСТЬ / Является ли просветление событием или переживанием?

Некоторые учители недвойственности говорят, что просветление - это не событие, то есть, это не переживание. Многие искатели Истины или того же самого просветления могут не согластиться с этим и сказать: "Но ведь всем хорошо известно, что с Раманой Махарши опыт пробуждения случился, когда ему было 16 лет, а с Робертом Адамсом это произошло в 14, у Аннамалая Свами тоже был опыт пробуждения, Лакшмана Свами тоже может сказать о таком опыте. Можно привести еще множество примеров. Поэтому просветление не может не быть событием или переживанием". На это будет трудно возразить, потому что в некоторой степени это правда.

Но тем не менее, что имеют в виду учители недвойственности, когда заявляют, что просветление - это не событие? 

Для того, чтобы в этом разобраться, нужно выяснить, что понимается под просветлением. Обычно говорят, что просветление, пробуждение - это распознание своей собственной истинной природы, распознание, кто мы есть на самом деле. В результате такого распознания мы обнаруживаем, что мы - не тело и не ум, а бесконечное, вечно присутствующее Бытие-Осознавание, единственное, совершенно недвижимое, спокойное, ничем не затронутое, неуничтожимое, самодостаточное, не знающее рождения и смерти. Причем это не нечто внешнее по отношению к нам, а наша самая сокровенная неотъемлемая суть - наше собственное Я в чистом виде, без дополнений кто-то или что-то. Следует особое внимание обратить на такие слова, как вечно присутствующее, неуничтожимое, не знающее рождения и смерти.

Осознавание абсолютно всегда присутствует до появления любого переживания. Иначе просто не может быть. Здесь снова можно вспомнить дзенский коан с упавшим деревом, решением которого является ясное понимание, что ничего нет без Свидетеля. Прежде любого переживания должно быть Осознавание, дающее возможность, так сказать, зафиксировать это переживание. Если снова вернуться к тому, что Осознавание - вечное и бесконечное, то мы придем к неопровержимому выводу, что абсолютно ничего не может быть за пределами Осознавания. Как можно выйти за пределы вечности и бесконечности? И кто может это сделать, если кроме Осознавания здесь ничего и никого нет?

Конечно, можно заявлять, что есть нечто, что осознает. Но как мы можем знать об этом? О том, что так сказать, есть до бесконечного и вечного Осознавания, ничего нельзя знать даже теоретически. Это АБСОЛЮТНО НЕВОЗМОЖНО. Любые разговоры на эту тему - попытки эго продлить свое существование в этом стремлении познать непознаваемое. Это прямо таки деликатес для интеллектуально подкованного ума. Он может смаковать его годами и десятилетиями, решая неразрешимую задачу, отправляя искателя на поиски Истины туда, где Ее в принципе не может быть, при этом используя какие-то сложные термины и ментальные конструкции. Чем сложнее, тем легче дурить голову не настолько "продвинутым" наивным искателям, стать для них гуру и вести к познанию непознаваемого: "Турия - это еще не конец поиска, нам нужна туриятита!", "Распознание, что мы есть Осознавание - это еще не все, это только пол-пути, нам нужно идти дальше!" Создавать форумы, собирать встречи и говорить, говорить, говорить на эту тему...

Это просто счастье, подарок Бога, что есть такие люди, как Рамана Махарши. Они - маяки для духовных искателей, указывающие путь к Истине. Рамана Махарши говорил, что нет никаких других состояний, кроме одного, которое он называл "просто быть", из которого проявляются все переживания, которым мы даем различные названия. Небытие невозможно и есть только состояние бытия, которое можно испытать в чистом виде в нирвикальпа самадхи, когда нет никаких объектов и Бытие-Осознавание осознает Само Себя, что еще именуют осознанным глубоким сном.

Переживание нирвикальпа самадхи довольно часто считается необходимым этапом для распознания своей истинной природы. Нам не трудно проследить непрерывность Осознавания в состояниях бодрствования и сна со сновидениями. Самая большая сложность заключается в обнаружении непрерывности Осознавания в глубоком сне, когда у нас складывается впечатление, будто бы Оно (или Его проявление в качестве сознания нашего тела/ума) отсутствует или прерывается. Человек в глубоком сне находится в бессознательном состоянии. Если кто-то ему возразит и скажет, что это не так, то он не поверит. Такого человека можно спросить, а был ли действительно разрыв осознанности в глубоком сне? Если по-настоящему и глубоко исследовать это, то мы не обнаружим никакого перерыва состояния осознанности.

Нас вводит в заблуждение существование внешнего мира и нашего тела. Для того, кто находится в состоянии глубокого сна, нет никакого мира, нет никакого тела, нет никакого ума. Но при этом остается, так сказать, привязанность к конкретному телу и конкретному миру, который мы оставили перед вхождением в глубокий сон. Поэтому когда мы пробуждаемся, то обычно оказываемся в том-же теле и в том-же мире. В этом теле и в этом мире во время сна что-то происходило. Мы можем обнаружить себя в другой позе или наше тело вообще могли перенести в другое место. Там, где лежало наше тело в состоянии глубокого сна, могли произойти разные события. Мир изменился. В этом мире прошло какое-то время. Именно наше отождествление с телом/умом, что привязывает нас к конкретному миру, убеждает нас в том, что осознанность прерывается в глубоком сне. Нас убеждает в этом течение времени во внешнем мире.

Теперь, внимание! В состоянии глубокого сна времени не существует! Время может быть только там, где есть объекты и их движение. Но в глубоком сне нет никаких объектов. Кстати, пустота, пространство, свет, звук Ом - это тоже ментальные объекты. Если есть представление себя пространством, светом или пустотой, то это продукт воображения или ума.

Итак, в глубоком сне нет времени. Но что это значит для нас? Чтобы разобраться с этим, давайте проведем мысленный эксперимент. Допустим, что мы забрались в пещеру где-то в Гималаях, сели там в позу лотоса и вошли в состояние глубокого сна (можно для "крутости" сказать, что вошли в состояние нирвикальпа самадхи, это ничего по сути не меняет). Мы провели в этом состоянии тысячу, сто тысяч, миллион (сколько угодно) лет. Затем пришли инопланетяне и, так сказать, нас оживили и разбудили. Каким будет наше субъективное переживание? Есть ли разница для нас, прошел один час, сутки, год, тысяча лет или миллиард лет? Нет НИКАКОЙ разницы. Мы закрыли глаза, успокоились и вошли в состояние глубокого сна. Открыли глаза и: "О Боже! Откуда взялись эти инопланетяне?" Субъективно для нас не было этого миллиарда или сколько там лет. Причем здесь совершенно не важно, считаем ли мы что были осознанны в состоянии глубокого сна или нет. Было ли это состоянием нирвикальпа самадхи, или нет.

Здесь стоит крепко задуматься, а что будет, если инопланетяне нас не найдут? Возможно ли в принципе, так сказать, навсегда остаться в состоянии глубокого сна или в состоянии нирвикальпа самадхи? Имеет ли смысл это "навсегда", если в этом состоянии нет времени? Ведь здесь речь не идет о цифрах, о долях секунды или триллионах лет, ведь нет никакой разницы...

Возможно ли состояние глубокого сна или осознанный глубокий сон, или нирвикальпа самадхи само по себе?

Для того, чтобы существовало состояние нирвикальпа самадхи, в нашем случае нужны инопланетяне, которые бы нас разбудили. Нужен переход из бессознательного состояния в состояние осознанности. Но у этого перехода субъективно нет времени. ЕГО ПРОСТО НЕТ! Поэтому нет и бессознательного состояния. Оно есть только с точки зрения стороннего наблюдателя. Оно есть с точки зрения нашего ума, но при субъективном подходе, его просто нет.

Из этого исследования можно сделать интереснейший вывод. Непроявленное невозможно без проявленного. В своем, так сказать, изначальном состоянии, когда нет объектов, Бытие-Осознавание не существует и не может существовать. И это не потому что это состояние невозможно, а потому, что в этом состоянии нет времени.

Вот это да! Очень многие искатели стремятся к состоянию нирвикальпа самадхи, к познанию своей истинной природы в чистом виде, к переживанию без-объектного Осознавания, и если спросить у таких искателей: "А что будет потом?", многие из них ответят, что им все равно. Но оказывается, что такое состояние само по себе не существует! Его даже нельзя назвать временным, более правильно сказать, что оно безвременное. За этим состоянием всегда следует проявленное состояние с объектами той или иной формы, причем это может быть пустота или пространство. В Индии бы сказали, что Шива не может быть без Шакти.

Если речь идет о просветлении, о распознании своей основы в качестве Бытия-Осознавания или об осознанном глубоком сне, или о состоянии нирвикальпа самадхи, то все эти состояния в чистом виде безобъектны и поэтому безвременны. Следовательно, нет никакой разницы, как долго с точки зрения внешнего наблюдателя "продолжалось" это состояние - долю секунды, или три дня, или три года. 

Если обратиться к точке зрения тех людей, которые отправляют нас на поиски Источника Осознавания и называют этот Источник непознаваемым Абсолютом, то про Него нельзя сказать, что Он вечен и всегда присутствует, потому что Он - за пределами времени. Он вечен и всегда присутствует, если так можно сказать, только в Своем первейшем проявлении в качестве Осознавания. Субъективно это проявляется, как чувство бытия, Я ЕСТЬ в чистом виде. Также в своем вечном и всегда присутствующем проявлении это Я ЕСТЬ сопровождается радостью от того, что Я есть, безмятежностью, покоем и всем тем, что стоит за санскритским словом "ананда". Общеизвестное название у этого состояния - сат-чит-ананда или Бытие, осознающее Себя в блаженстве.

Поэтому люди, пережившие опыт нирвикальпа самадхи или осознанного глубокого сна, имеют в виду это, так сказать, первое проявление безвременного безобъектного Абсолюта - Бытие, осознающее Себя в блаженстве. Фраза "пережившие опыт" говорит о том, что это специфическое переживание. Именно к этому переживанию стремятся ищущие Истину. Другое дело, что очень часто оно путается с состояниями, воображаемыми умом. Одним из таких тонких состояний является пустота. Иногда человек может привязаться к этому состоянию, спутав его с изначальным Бытием-Осознаванием-Блаженством и провести в нем долгое время. Это тонкое, подобное трансу состояние, с остановкой умственных процессов. Но это не распознавание себя в качестве Бытия-Осознавания-Блаженства.

Давайте еще раз обратим внимание на то, что все учители Адвайты говорят о том, что наша подлинная природа - Бытие-Осознавание, Атман, Брахман, Бог - вечна, всегда присутствует и неизменна, без начала и конца. Еще у этого вечного и неизменного Присутствия есть другое название - наше истинное Я, чистое Я ЕСТЬ. Это Бытие или Я ЕСТЬ в каждом из нас вечно присутствует. Субъективно это означает, что Я не могу не быть. Поэтому с точки зрения этого Я ЕСТЬ в чистом виде, с точки зрения Осознавания, никогда не было состояния невежества или такого, чтобы Оно забыло, кто Оно есть на самом деле. Это забвение наступает, когда Осознавание отождествляется с объектом или формой: "Я есть что-то". В результате этого отождествления и забвения появляется страдание и стремление от него избавиться. Начинается поиск. Но фактически, это поиск самого себя. В результате такого поиска мы однажды обнаруживаем самих себя в качестве Себя. Самым важным последствием такого обнаружения есть то, что мы всегда были Собой и более того, мы никогда не могли не быть Собой. То есть, если мы нашли нечто новое, то это не то.

Обычно вспоминание своей собственной природы сопровождается переживаниями глубокого покоя, умиротворенности, безмятежности, необусловленной любви, радости и счастья. Люди читают книги о Рамане Махарши или Роберте Адамсе, многих других, и у них создается собственное представление о переживании, называемом просветлением. Но это всегда воображение ума. Совершенно невозможно точно передать состояние нирвикальпа самадхи или осознанного глубокого сна. Точно также, как невозможно передать вкус диковинного фрукта, который мы никогда не пробовали.

Отсюда очень часто возникает путаница. Ум, изможденный долгим и напряженным поиском может генерировать различные состояния, которые часто принимаются за переживание Бытия-Осознавания в чистом виде. Такие переживания всегда временны. Очень часто люди связывают эти переживания с просветлением и стремятся к их повторению. Здесь кроется труднопреодолимая ловушка. Само стремление к переживанию, называемому просветлением, становится огромным препятствием для получения этого переживания в чистом виде. Это похоже на попытку заснуть, сильно стремясь к этому. Нам нужно успокоиться, чтобы уснуть.

Поэтому таким людям дается совет забыть о просветлении. Просветление никогда не случается, так сказать, со стороны эго или с помощью усилий обособленного "я". Просветление или вспоминание своей истинной природы случается в результате растворения обособленного "я" в Я истинном. Это результат сдачи "я" маленького Я большому. Это всегда милость.

Для того, чтобы избавить ищущего от стремления к просветлению говорят, что это не событие, не какое-то особое переживание. На самом деле, с точки зрения Осознавания или пробужденного человека, нет никакой разницы между переживанием в состоянии нирвикальпа самадхи, переживанием смерти тела, и тем переживанием, которое есть сейчас. Это просто разные переживания, в основе которых - одно и то же Осознавание. Осознавание неотъемлемо от переживаний, но Оно ими одинаково не затронуто.

С точки зрения Осознавания нет никакого пробуждения и это не может быть событием. Мы сознательно принимаем эту точку зрения, чтобы не попасть в ловушку погони за переживаниями просветления. Для растворения маленького "я", мы становимся на позицию Я большого. Поэтому Мастера советуют нам, какие бы ни были переживания, обращать внимание на того, кто переживает, держаться того, что осознает переживания, держаться Осознавания, чистого Я ЕСТЬ или отдать просветление на милость Богу.

А Рамана Махарши самым "продвинутым" своим ученикам, которые были в состоянии это понять, советовал просто быть...


P.S.

Рамана Махарши о Сат-Чит-Ананде

Рамана Махарши о турии и туриятите

Рамана Махарши атеисту

Рамана Махарши о нирвикальпа самадхи

Рамана Махарши. Истинное Я - это не пустота

Рамана Махарши о видении Бога

Рамана Махарши о нирване

Рамана Махарши о спхуране Я-Я

Рамана Махарши о реализации

Рамана Махарши об ананде

Рамана Махарши Сумма иру

Рамана Махарши о состоянии Джняни - бодрствующем глубоком сне

Рамана Махарши о приложении усилий

Рамана Махарши о Милости

Рамана Махарши: Знай истину о самом себе

Божественное наставление Раманы Махарши 

Сияние моего Господа
 






Главная Новости Учители и учение Письма про То, которое Я ЕСТЬ Контакты
© IAMNESS 2018
Web-design: Nataris-Studio © 2007 - 2018